Для детей

Распродажа

Распродажа

Карнавальные (новогодние) костюмы

Символ года дракон, елочка, белка, зайка и многие другие

Счетчик

Главная Полезные статьи Кубики и методика Зайцева

Кубики и методика Зайцева

Печать

"Кубики Зайцева", обучение чтению

Описание методики

Кубики Зайцева - пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

Побочные результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):

  • двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырёхлетки - через 16 занятий,
  • пятилетки - через 5-10 занятий,
  • шестилетки - через 4-6 занятий.

В чем плюсы методики Зайцева?

Главный плюс - в ее доступности и универсальности. Родителям достаточно прочитать методичку, прилагаемую к кубикам - и они готовы стать учителями своего ребёнка. Методика позволяет учить ребенка читать «между делом», ненавязчиво и весело. 
Во время занятий по кубикам Зайцева дети не ограничиваются в двигательной активности - они могут стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать. Обучение проходит не как скучное заучивание, а в игровой форме - во время игры любой материал усваивается эффективнее. Играя с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, повторяя за взрослым и пропевая их, дети быстро и незаметно для себя начинают сначала узнавать своё имя, имена близких, а потом начинают узнавать и прочитывать и незнакомые прежде слова. Учить писать буквы можно как одновременно с обучением чтению, так и после освоения этого навыка.

Что такое склад?

Склад по Зайцеву - это либо согласный звук; либо его сочетание с гласным звуком, мягким или твердым знаком; либо отдельный гласный звук. Например, в слове ПРАВДА два слога (ПРАВ-ДА), но четыре склада (П-РА-В-ДА). 
По мнению Зайцева, такое членение звучащей речи наиболее фонетически оправданно и логично, а традиционное членение на буквы с целью их изучения слишком искусственно и лишь мешает обучению чтению.

Во сколько лет оптимально начинать обучение чтению?

Это настолько индивидуально, что назвать точный возраст не представляется возможным. Главное мерило - осознанный интерес ребенка к письменной речи: к написанным словам, к тексту вообще. Некоторые дети проявляют такой интерес в два года, некоторые - после трех, а то и четырех лет. Когда дети начинают спрашивать: «Что здесь написано?», «Что это за буква?» - интерес явно назревает, и можно задуматься о начале обучения. 
В каждом возрасте - свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения. Можно приступать к занятиям в начале овладения устной речью. Это дает необыкновенный толчок в речевом развитии и незаметное, естественное овладение навыком чтения. Ребенок сразу воспринимает «правила игры» - что все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два «образа» слова одновременно. 
В три года, как правило, возникает первый актуализированный интерес и, если его поддержать, обучение дает неплохие результаты. В 4,5-5 лет ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать по-настоящему, он уже хорошо знаком с книжками и понимает, зачем нужно учиться читать. В этом возрасте обучение проходит максимально быстро.

Какие главные ошибки при использовании методики Зайцева?

Главная ошибка - попытка слишком рано начать или насильно ускорить процесс. Чрезмерно раннее обучение чтению просто не нужно - даже научившись читать в два года, большинство детей все равно не смогут полноценно использовать этот навык, а если постоянно не поддерживать полученное умение, оно попросту забывается. 
Однако нужно помнить, что ребенок может внешне не проявлять свой интерес к чтению - поэтому исподволь нужно постоянно стараться ненавязчиво заинтересовать его.

Зависит ли скорость обучения чтению от возраста ребенка?

Конечно, на обучение маленьких детей потребуется больше времени. По наблюдениям специалистов по раннему развитию, в пять лет ребенок осваивает процесс прочитывания первых слов за три-четыре дня, навык чтения отрабатывает за два-три месяца; в четыре года - эти сроки удваиваются, в три - утраиваются. Но эти цифры весьма условны, и очень зависят от психической и интеллектуальной готовности ребёнка к чтению, от его интереса, и прочих индивидуальных особенностей.

Как закреплять полученные знания?

Если навык чтения у дошкольника не поддерживать, то через полгода ребёнок не вспомнит ни одной буквы. Можно писать ребёнку записочки, давать задания на бумаге, придумывать задания, где карточки со словами надо рассортировать по определенному признаку, издавать домашнюю стенгазету, оформлять и подписывать семейные фотоальбомы - это и интересно и полезно для поддержания навыка чтения.

Не вредно ли обучение чтению в раннем возрасте?

Ребенку до трех лет нужно много играть, а также много заниматься творчеством. Именно во время игры ребенок реализует свои фантазии, свои эмоции, свои впечатления, и даже свои проблемы. 
По мнению многих психологов, ребенок обязательно должен пройти в своей жизни «дописьменный» период развития. А "Кубики Зайцева" слишком рано включают ребёнка в логику, в письменную речь. В процессе обучения чтению ребёнок активно развивает левое, «логическое» полушарие, а развитие правого «творческого» полушания замедляется. Ребенок становится слишком разумным, логичным, практичным. У детей с чересчур развитой логикой не раскрывается в полной мере их творческий и эмоциональный потенциал. И именно поэтому так много противников у методики "Кубики Зайцева".

Не может ли такой метод повредить ребенку в школьном возрасте?

В целом, если ребёнок полностью научился читать и перешёл на чтение книг, то у него не должно возникнуть проблем. Однако педагоги часто жалуются, что дети, обучавшиеся по Зайцеву, пропускают гласные при письме. Возможно, это происходит потому, что используя кубики, для написания слова, например, КАША, нужно выполнить всего два движения: поставить кубик КА, потом ША. Получается, что принцип сложения склада из двух букв не отрабатывается. 
Так что, если родители обучают ребёнка по Зайцеву (особенно непосредственно перед школой), им нужно обратить на это особое внимание. И, научив читать, сразу надо учить писать - составлять слова из отдельных букв или же просто писать их на бумаге.

Используется ли методика Зайцева в государственных детских садах и школах?

Методика Зайцева используется в частных детских садах и школах, творческих центрах и студиях. В государственных садах, как правило, кубики Зайцева могут использоваться в качестве одного из элементов обучения, однако в провинции встречаются детские сады, работающие исключительно по этой методике.

 

http://www.metodikinz.ru

http://www.mama.ru

 

Интернет-магазин детских товаров "Жужа"
г.Белгород, Гражданский проспект 34
тел.: +7 (910) 325-77-38